Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего блога!

Развиваем мелкую моторику



Развитие мелкой моторики «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». В.А.Сухомлинский 


Необходимость развития мелкой моторики у детей с самого раннего возраста, т.е. тренировка движений кистей рук и пальцев, обуславливается прежде всего тем, что такие занятия способствуют развитию речи ребенка, развитию его мышления, а также подготавливает руку ребенка к письму, Развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью. Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры «Мозаика», «Конструктор», выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? 

Ученые выяснили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, - выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза в день.

Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.


Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу будут способствовать развитию пальцев рук.

Основное правило по развитию мелкой моторики: работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые мы проводим с детьми в группе. 
  Гусь 

                       Гусь стоит и все гогочет, 
                                          Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указания. Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к друг


Дерево

У дерева ствол, 

А листья на ветках 

Зеленого цвета. 

Методические указания. Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. 

Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами. 

Лес 

Здравствуй, лес, дремучий лес, 

Полный сказок и чудес. 

Методические указания. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. 


Корзинка 

В лес корзинку я беру 

И грибы в нее кладу.

Методические указания.Ладони на себя,пальцы переплести,локти развести в стороны-ладони «разъезжаются»,и между пальцами образуются зазоры


Шарик
           Надуваем быстро шарик. 

           Он становится большой. 

           Вдруг шар лопнул, воздух вышел – 

                                             Стал он тонкий и худой.

Методические указания. Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. 

Очки 



                         Бабушка очки надела 
                         И внучонка разглядела. 


Методические указания. Большим и указательным пальцами изобразить очки. 



Стул 




                              Ножки, спинка и сиденье – 

                              Вот вам стул на удивленье. 


Методические указания. Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части приставляется правая,сжатая в кулакю.(большим пальцем к себе).Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно менять положение рук. 


Стол



                         У стола четыре ножки, 

                         Сверху крышка,как ладошка. 


Методические указания.Левая рука сжата в кулак.Сверху на него опущена ладонь правоу руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно менять положение рук


Пароход 


                        Пароход плывет по речке, 

                        И пыхтит он,словно печка. 


Методические указания.Обе ладони поставлены на ребро,мизинцы прижаты.а большие пальцы Подняты вверх. 


Для тренировки пальцев и кистей рук можно выучить с детьми следующие упражнения

1. «Коза-дереза» — вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные согнуть.

2. «Щелчок» — сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.

3. «Здравствуй пальчик» — поочерёдно «здороваются» пальцы правой руки с левой (большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. «Весёлые человечки» — указательные и средний пальцы бегают по столу.

5. «Зайчик» — вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки; те же упражнения выполнять пальцами обеих рук («зайцы»).

6. «Оса» — выпрямить указательный палец правой руки и вращать им те же движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»)и др.

Кроме пальчиковой гимнастики и игр с пальчиками детям можно предложить следующие виды заданий, которые способствуют развитию мелкой моторики: 

раскладывание пуговиц, зёрен, желудей;

нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку; 

завязывание и развязывание узелков из верёвочек различной толщины;
 
перематывание цветных клубочков ниток;

игры на клавишных инструментах; 

сжимание и разжимание пористых губок, сжимание резиновой груши; 

нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку; 

игру с мелкими игрушками для развития тактильного восприятия; 

выкладывание фигур, узоров из ниток, палочек и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий