Развитие мелкой моторики «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». В.А.Сухомлинский
Необходимость развития мелкой моторики у детей с самого раннего возраста, т.е. тренировка движений кистей рук и пальцев, обуславливается прежде всего тем, что такие занятия способствуют развитию речи ребенка, развитию его мышления, а также подготавливает руку ребенка к письму, Развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью. Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры «Мозаика», «Конструктор», выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.
Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?
Ученые выяснили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, - выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза в день.
Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу будут способствовать развитию пальцев рук.
Основное правило по развитию мелкой моторики: работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые мы проводим с детьми в группе.
Гусь
Ущипнуть тебя он хочет.
Методические указания. Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к друг
Дерево
У дерева ствол,
А листья на ветках
Зеленого цвета.
Методические указания. Прижать ладони тыльной стороной друг к другу.
Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Лес
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Методические указания. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Методические указания.Ладони на себя,пальцы переплести,локти развести в стороны-ладони «разъезжаются»,и между пальцами образуются зазоры
Шарик
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Методические указания. Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Методические указания. Большим и указательным пальцами изобразить очки.
Стул
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Методические указания. Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части приставляется правая,сжатая в кулакю.(большим пальцем к себе).Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно менять положение рук.
Стол
Сверху крышка,как ладошка.
Методические указания.Левая рука сжата в кулак.Сверху на него опущена ладонь правоу руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно менять положение рук
Пароход
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он,словно печка.
Методические указания.Обе ладони поставлены на ребро,мизинцы прижаты.а большие пальцы Подняты вверх.
Для тренировки пальцев и кистей рук можно выучить с детьми следующие упражнения
1. «Коза-дереза» — вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные согнуть.
2. «Щелчок» — сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.
3. «Здравствуй пальчик» — поочерёдно «здороваются» пальцы правой руки с левой (большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. «Весёлые человечки» — указательные и средний пальцы бегают по столу.
5. «Зайчик» — вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки; те же упражнения выполнять пальцами обеих рук («зайцы»).
6. «Оса» — выпрямить указательный палец правой руки и вращать им те же движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»)и др.
Кроме пальчиковой гимнастики и игр с пальчиками детям можно предложить следующие виды заданий, которые способствуют развитию мелкой моторики:
раскладывание пуговиц, зёрен, желудей;
нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
завязывание и развязывание узелков из верёвочек различной толщины;
перематывание цветных клубочков ниток;
игры на клавишных инструментах;
сжимание и разжимание пористых губок, сжимание резиновой груши;
нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
игру с мелкими игрушками для развития тактильного восприятия;
выкладывание фигур, узоров из ниток, палочек и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий